В книге Ю.М. Плюснина, посвященной теоретическим проблемам социобиологии, приводится хороший пример территориального поведения. Этот пример взят из мультфильма для взрослых "Выкрутасы", который часто в 80-е годы показывали перед демонстрацией фильмов в кинотеатрах. В нем проволочный человечек из мотка проволоки мастерит себе стол, кровать, дом, сажает проволочные цветы и деревья в проволочном саду, наконец, делает проволочную жену. Однако ему постоянно мешают спокойно жить (в образе врага выступают проезжающие где-то рядом автомобили). Поэтому он сначала создает для себя проволочную собаку и будку, а затем решает построить из проволоки забор вокруг своего дома. Однако моток человечка давно кончился, поэтому он вынужден для сооружения забора разобрать все, что он смастерил ранее.
В этом мультфильме скрыт очень глубокий смысл. Каждое живое существо создает свой собственный [/b]мир обитания посредством присвоения части пространства, преобразования его (в том числе и расположенных здесь ресурсов) в соответствии со своими потребностями, наклонностями и интересами.
Контроль над пространством и его организация, приспособление под собственные нужды, присвоение и усвоение этого ограниченного пространства обычно и обозначается термином [b]"территориальность"
Как инвариант это поведение присутствует и у рыбки трехиглой колюшки, и у человека. Зашита четверти квадратного метра песка и водорослей на дне водоема и огораживание забором участка с домом – не что иное, как два полюса одного поведенческого феномена присвоения среды, феномена, отражающего витальную потребность любого организма (автор Плюснин 1990: 160).
Следовательно, контроль над пространством является жизненно важной потребностью любого живого существа.
У всех организмов можно выделить несколько уровней территориальных отношений .
Самый первый уровень – это интимная часть пространства. Она образно может быть сравнима с воздушным пузырем, окружающим особь на расстоянии 10-20 см. Нарушение этого пространства вызывает у вас подсознательное раздражение. Вспомните свои ощущения, когда ваш собеседник пытается в разговоре приблизить к вам свое лицо. Вспомните, какое раздражение у вас вызывает езда в переполненном общественном транспорте. Проследите, как ведут себя люди в подобной ситуации.
Другой уровень – это индивидуальное пространство организма. У человека – это своя комната, свой угол, свое место за столом, своя кружка, у ребенка – свои игрушки и т. д. Попытки других присвоить (даже временно) эти объекты также вызывают спонтанную агрессию. Понаблюдайте за собой или домашними животными. Какая реакция происходит с вами, когда ваше место за обеденным столом оказывается занятым, например, младшим братом или сестренкой? Как реагирует собака, когда вы пытаетесь согнать ее с любимого места?
Следующий уровень – это участки периодической активности, так называемые вторичные территории. Это пространство используется периодически. У животных, например, это участок около жилища. Как правило, они метят его калом или мочой. Птицы демонстрируют, что они дома, – пением. В современном урбанизированном обществе примером таких участков активности являются подъезд, двор, улица. Подростки периодически устраивают стычки со своими сверстниками за то, чтобы они не посещали их территорию.
Наконец, последний уровень – это территория всего сообщества, которую то или иное существо делит с другими такими же особями. Агрессивное отношение в этом случае направлено у животных на представителей того же вида, но относящихся к "чужому" сообществу (колонии птиц, стае волков). У людей агрессивность направлена на "чужих" – представителей иной общины, рода, этноса, государства, расы.
Вот и делай, для себя выводы. А выводы тебе примерные написаны выше.
И хочу ещё добавить:
Наблюдайте за поведением человека, вникайте в причины его поступков, приглядывайтесь к нему в часы досуга. Останется ли он тогда для вас загадкой?
Конфуций